Власть

ЛиК № 1, 2018.


Е.В. Жаринова Ответственный редактор

журнала «Личность и Культура»,

Е.В. Стародумова Директор Бюро социальной этики и эстетики

в составе редакции журнала «Личность и Культура»,


Закон о культуре в РФ


В декабре прошлого 2017 г. на заседании Совета по культуре при Президенте РФ В.В. Путин выступил с инициативой создания нового закона о культуре в России. Для целей данной статьи ниже приводится фрагмент из данного выступления (по http://kremlin.ru/events/president/news/56456):
«...предлагается разработать новый закон о культуре. О его конкретном наполнении как раз и предлагаю сегодня поговорить. При этом хотел бы сразу отметить, что проект закона должен пройти через процедуру широкого общественного обсуждения.
В будущем законе важно чётко отразить особенности, специфику сферы культуры, её всеобъемлющий характер и значимость – как миссии, как общественного блага.
Мы всё это хорошо понимаем и чувствуем. И в этой связи у меня следующее предложение: будет правильным, полагаю, если именно члены Совета, вместе со своими коллегами и представителями профильных ведомств, сами возьмутся за разработку, за написание проекта нового закона о культуре, создадут соответствующую рабочую группу».
Опыт работы редакции ЛиК в целом и Бюро социальной этики и эстетики, в частности, указывают на особую ценность данной инициативы Президента России. Данный опыт показал, что ценности культуры позволяет решать весьма сложные задачи в различных сферах жизни общества. - «…её всеобъемлющий характер и значимость».
Именно исходя из данного характера и значимости культуры, важно чтобы его разработка строилась на системных основаниях. Среди них хотелось бы обозначить три главных условия на начальном этапе:
1. Сегодня Россия находится в состоянии перманентной изменчивости. Поэтому закон должен обладать определенной «эластичностью», чтобы не вызывать в этом процессе изменчивости «вредных» напряжений, а максимально высвобождать прогрессивные формы.
2. Все объективно прогрессивные формы исторический процесс генерирует в структуре социума. Поэтому реальные параметры социума важно с максимальной полнотой отразить в алгоритмах создания закона.
3. Чтобы учесть установку Президента на «всеобъемлющий характер и значимость» культуры, необходимо охватить не только сферу искусства, что делается довольно часто, но все основные сферы жизни общества: образование (от дошкольных учреждений до высшего образования), науку, экономику (с учетом различных секторов – промышленность финансы, сельское хозяйство и др.) и другие, которые могут влиять на жизнь общества и участвовать в ней.
4. В соответствии с п. 2 3. важно четко определиться в методологии и методах разработки Закона. А здесь слово за вузовской и академической наукой.

Для реализации этих условий может быть полезен некоторый опыт редакции ЛиК и отраженной на страницах журнала, что облегчает знакомство с ним.
Первое, что хотелось бы отметить, это опыт проекта «Поиск», см. сайт: www.poisk2020.ru
Идея Проекта возникла в Центре системных исследований Санкт-Петербургского союза ученых в ответ на одно из центральных положений Доклада Председателя Правительства РФ В.В. Путина в Государственной Думе 14.04.2011. : «Нам предстоит найти такие решения, которые дадут России возможность уверенно идти вперед». Проект «Поиск» включил комплекс регулярных Всероссийских научно-практических Интернет-конференций по основным направлениям развития страны. Ниже приводятся те, которые наиболее близки к Закону о культуре:
■ «Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся». Первая прошла 24 октября 2011 г
■ «Модернизация в России: национальное образование как фактор инновационного пути развития России в XXI веке». Первая - 8 февраля 2012 г.
■ «Модернизация в России: этика, эстетика, экономика – грани бытия, исторический опыт, современность, перспективы, прикладной аспект». Первая - 14 марта 2012 г.
■ «Модернизация в России: научно-технический и культурный базис устойчивого курса инновационного развития России в XXI веке». Первая - 26 апреля 2012 г.
Среди выбранных направлений, регулярное проведение получила первая линейка конференций по изобразительному искусству в школе. На сегодня прошло уже восемь таких конференций. Их материал вполне можно назвать национальным достоянием. Такого же результата можно достичь и в целях Закона о культуре.
Другие направления не смогли получить такую реализации из-за дефицита человеческих ресурсов у организаторов конференций.
Среди научных учреждений, которые могут внести крупный вклад в разработку Закона хотим отметить Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. Редакция ЛиК в составе ЗАО «Гуманитарный фонд» является членом «Клуба субъектов инновационного и технологического развития» ИНИОН РАН. Это может способствовать тому, чтобы четыре упомянутых условия системной реализации инициативы Президента РФ могли получить свое развитие.
Новый Закон о культуре, о котором говорил В.В. Путин, вместе с его установкой на разработку новой налоговой системы способны коренным образом преобразовать ситуацию в стране. Обе инициативы в процессе совместной реализации будут существенно обогащать друг друга. Ведь культура по фундаментальному определению – система знаний, ценностей и регулятивов. А налоговая система как-раз и реализует общественные ценности в распределении совокупного продукта общества. При этом именно налоги являются в значительной степени материальной базой культуры.
Таким образом, «всеобъемлющий характер и значимость» культуры, с позиций Президента РФ становится мощным инструментом развития России. Очень важным качеством этого инструмента является его «всеобъемлющий характер» - от Главы государства до каждого его гражданина. Этим качеством реализуются интегрирующие функции власти для единения нации.








Made on
Tilda