Образование

ЛиК № 1, 2016


Н.Б. Покровский,

Ген. директор,

Т.Л. Сивкова,

Нач. Отдела прикладной культурологии,

Е.В. Жаринова,

Зав. Лабораторией

перспективных технологий образования.

Е.В. Стародумова,

Директор Бюро социальной этики и эстетики

ЗАО «Гуманитарный фонд».


Функциональное пространство школы

(Школа – действенное пространство)


«Словом, российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы её развития. Им, ребятам, предстоит решать ещё более сложные задачи, и они должны быть готовы».

Из Послания Президента РФ Совету Федерации РФ 2015



Три основные причины привели специалистов ЗАО «Гуманитарный фонд» к новому подходу в визуальном оформлении школьных коридоров.
Первая – разработка в 1996 г. Теории отстранения, которая показала роль баланса экстравертных и интровертных свойств сознания в мотивационных приоритетах личности. Была показана необходимость активизировать экстравертные свойства в условиях современной «интровертивной» цивилизации. С этих позиций дана оценка образного мышления и изобразительного искусства, как инструментов повышения эффективности интеллекта и профилактики деструктивных мотивов поведения. Показана особая необходимость таких мер в процессе школьного образования. По Заключению Государственного Экспертного Совета Комитета по образования Санкт-Петербурга в 1998 г. Теория отстранения «дала новое раскрытие проблемы». В связи с этим в школах города стали периодически проводится лекции по пластическому анализу картин с целью научить детей несложному языку изобразительного искусства.
В Психоневрологическом Интернате № 10 в течении двух лет велись исследования с умственно отсталыми людьми [1]. На базе художественных курсов для взрослых людей ПК «Меридиан 2000» с 1994 г. (с 2006 г. в составе Народного художественного университета) и по настоящее время продолжается изучение разно уровневых эффектов, которые создает овладения рисунком и живописью [2].
На основании проделанной работы был сделан вывод о необходимости всеобщей изобразительной грамотности в стране [3].
Вторая – деятельность Лаборатории перспективных технологий образования ЗАО «Гуманитарный фонд» с одной стороны конкретизировала некоторые ожидания учеников, см., например, [4]. Это необходимо с учетом значения гармоничного состояния личности для интеллектуальной продуктивности. С другой стороны, в рамках программы «Школа – интеллект и нравственность» (совместно с редакцией ЛиК) было показано, что школьники долго остаются достаточно восприимчивы к пластическому образу, хотя по мере движения от 5-6 к более старшим классам эта восприимчивость слабеет. Данный эффект получил свою системную интерпретацию еще в работе [5], что делает предложение авторов статьи еще более актуальным.
Третья – в ходе общения с преподавательским сообществом было отмечено снижение уровня социализации школьников в школьной среде. В частности, это выражается в отсутствии интереса к той информации, которая размещается на стенах школьных коридоров. Школьные стены не вызывают особого интереса у детей. Во многих случаях они просто совершенно пусты. Здесь следует заметить, что в реальности не достижимо нулевое состояние – возможны только плюс или минус. Значит, если школьные стены не способствуют социализации школьника, они способствуют его десоциализации.
В связи с указанными причинами авторы предлагают максимально насыщать стены школ информацией в образной форме. И делать это следует буквально от пола до потолка. В составе этой информации должны быть произведения изобразительного искусства, которые несут социально важные идеи, нормы этики и эстетики, красоту и величие Родины, гражданские мотивы и другие темы. Среди них тема выбора профессии и тема созидательной роли труда должны занять важное место. Тема науки может получить свое выражение в форме выводов важнейших формул, физических и биологических законов, образах видимого и невидимого мира. То, что школа – храм знаний, должно быть реализовано максимально полно. Апробированный «храмовый» алгоритм здесь вполне уместен.
Тема музыки, литературы или сценического искусства должна также иметь свое место, как это предполагает Указ Президента РФ № 808 от 24.12.2014 г. об «Основаниях государственной культурной политики». Такое решение может стать одним из наиболее эффективных инструментов реализации данного Указа еще до того, как будут выработаны и пройдут свою апробацию другие средства и меры.
Важно отметить, что такое состояние школьного пространства будет способствовать целям воспитательно-образовательного процесса на уровне биохимических характеристик нейронов головного мозга. Данный ресурс в настоящее время задействован очень мало.
Композиционно все темы должны учитывать региональные особенности и задачи.
Ценно то, что такое функциональное пространство будет воздействовать не только на учащихся, но и на педагогический персонал. Один из эффектов этого – единое информационное пространство, что крайне важно в воспитательных целях.
Технически создавать такие композиции можно в виде самоклеящихся «обоев», что позволяет не только легко их наносить, но и оперативно менять по мере развития идей.
Практическую реализацию своих предложений авторы планируют на базе Секции социологии культуры в составе Рабочей группы социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского союза ученых. Секция включает все основные виды искусства, а также и образовательное направление.
Авторы полагают, что сконструированное таким образом Функциональное пространство школы, в самые короткие сроки (что особо выделил В.В. Путин в своем Послании) может существенно преобразить национальное образование в целом. А молодое поколение, подготовленное им, преобразит и всю Россию, обеспечив ей беспрецедентный расцвет.

Литература
1. О возможности реабилитации умственно отсталых людей// Личность и Культура. – 2006. – №3. – с. 5-8.
2. Стародумова Е.В. К вопросу о влиянии изобразительного искусства на психологические параметры человека//Личность и Культура. – 2009. – № 5. – с. 96-98.
3. О необходимости всеобщей изобразительной грамотности в России// Личность и Культура. – 2006. - № 4. - с. 4-5.
4. Жаринова Е.В. Устами младенца…// Личность и Культура. – 2002. – №3/4. – с. 43-45.
5. Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л., Покровский Б.Н. Развитие или деградация? /Личность и Культура. – 2000. – № 4. – с. 6-9.


Made on
Tilda