Образование

ЛиК № 5, 2014.


Т.Л. Сивкова, Нач. Отдела прикладной культурологи

ЗАО «Гуманитарный фонд»,

Е.В. Жаринова, Зав. Лабораторией перспективных технологий образования

ЗАО «Гуманитарный фонд»,

Е.В. Стародумова, Директор Бюро социальной этики и эстетики

ЗАО «Гуманитарный фонд»,

Б.Н. Покровский, Зав. Кафедрой социального здоровья,

НП «Содействие субъектам науки, просвещения, образования».

Т.В. Чуркина, Президент Народного художественного университета.



Опыт подхода к разработке Доктрины национального образования 2030


Необходимость такой Доктрины авторы видят в том, что прочное благополучие и человека, и страны зависит от адекватности образовательного воспитательно-образовательного процесса параметрам общественного уклада. В настоящее время уклад российского общества претерпевает глубокие трансформации. Современная наука позволяет интерпретировать эти трансформации и прогнозировать их перспективы. Поэтому попытку разработки адекватной Доктрины национального образования авторы считают и возможной, и актуальной.
Это намерение авторов основано на двадцатилетнем научно-практическом опыте ЗАО «Гуманитарный фонд», в ходе которого были успешно апробированы системные подходы и сделаны следующие выводы.
- Уникальный исторический путь России допускает создание нового типа государства с высоким уровнем развития.
- Уникальная российская культура (наука и искусство) способна обеспечить человеку и обществу высокий уровень материального и эмоционального благополучия. При этом для личности человека культура формирует надежные ценностные ориентиры, а для общества – институт социальных коммуникаций.
- Изобразительного искусства обладает уникальными возможностями для мобилизации ресурсов сознания с целью формирования продуктивного интеллекта и духовно-нравственного облика личности, которые создают максимальные условия для социального успеха и личного счастья. При этом наиболее эффективно действуют инструменты по профилактике деструктивных мотивов поведения. Данные возможности реализуются посредством баланса образного и понятийного мышления.
- Природа многих негативных мотивов поведения человека заключаются в нарушении оптимального баланса экстравертных и интровертных свойств его сознания. Это происходит как в процессе обучения в школе (преобладающая востребованность интровертных свойств), так и при устойчивом дефиците носителей стереотипов гармонии.
Все сказанное позволяет видеть Цель Доктрины в формировании дошкольного и школьного воспитательно-образовательного процесса, который обеспечивает условия для максимального благополучия человека и общества.
Эта Цель достигается путем решения следующих задач.
Первая «Базовая» - процесс развития национального образования строить на основе фундаментальных законов самоорганизации систем, что обеспечит максимальную адекватность исторической реальности. Это требует, в частности, механизмов постоянной адаптивной изменчивости системы (ее эластичности).
Вторая «Гуманитарная» - реализовать системный подход к основным параметрам личности ребенка с позиций этики, эстетики и рационального (прагматичного) мышления, которые являются также базовыми категориями культуры. Уже на начальном этапе, как требуют законы самоорганизации, необходимо закладывать в сознании ребенка смысл усилий для получения образования и стереотипы созидательного труда.
Третья «Профессиональная» - создать условия для непрерывного повышения профессионального образования с полипарадигмальным полидисциплинарным компонентом для педагогического и административного персонала. Для этого необходимо нормировать нагрузку на сотрудника, включая, объем знаков отчетности с тем, чтобы предоставить время для самообразования.
Четвертая «Социальная» - формировать ориентиры детей на социальное партнерство и согласие по материалам всего опыта человечества с использованием такого крупного культурного наследия, как изобразительное искусство.
Пятая «Государственная» - последовательно добиваться осознания молодым поколением значения правовой дисциплины и интересов государства, как обязательной нормы общественного благополучия. Решению этой задачи служит исторический материал.
Таким образом, в данной попытке подхода к созданию Доктрины национального образования 2030 предложены три основных нормы:
- Системный подход с учетом процессов трансформации.
- Баланс экстравертных и интровертных свойств сознания человека.
- Развитие образного мышления и моделирование личностных и социальных позиций средствами изобразительного искусства.
Все материалы опубликованы в журнале «Личность и Культура».
Настоящей статьей авторы приступают в апробации своей инициативы в профессиональном сообществе.


Made on
Tilda