Образование

ЛиК № 3, 2022.

Е.М. Плюснина.



Интуитивно-подсознательное или рациональное обучение?


Ученые-психофизиологи все чаще приводят тревожные факты о том, что дидактика отечественного образования опирается в основном на левополушарную активность мозга. Это приводит к дисгармоничной работе полушарий мозга, что в целом вызывает трудности в обучении.
Подтверждение этому находим у Н. К. Серова, который подчеркивает, что врожденное или выработанное обучением затяжное доминирование левополушарной активности мозга имеет тенденцию подчинять себе деятельность правого полушария, угнетать его и подавлять его. Проявления этого разнообразны – от неспособности выслушивать собеседника до утраты живого ощущения действительности и непоколебимо самоуверенного восприятия ее лишь в словесно схематизированном виде, где господствуют подменившие ее воображаемые виртуальные реальности.
Речь, а точнее речевая деятельность, играет огромную роль в деле гармонизации этой активности. Особенно важным для педагогов становится осознание смыслового аспекта речевой деятельности, который способствует укреплению билатеральных связей в коре головного мозга.
О важности этих связей говорится в книге «Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга». (Под ред. Хомской Е.Д. – М., 1986). Высказываются предположения о том, что слова, усвоенные в раннем возрасте в процессе развития речи, представлены билатерально, а приобретенные позднее в большей степени связаны с работой левого полушария. Это согласуется с идеей наличия в индивидуальном лексиконе активного «ядра» со специфическим «центром», к которому относятся словарные единицы, усваиваемые преимущественно в детстве и характеризующиеся высокой степенью конкретности и образности. Именно такие слова выступают в роли «идентификаторов» значения позже усваиваемых слов, сводя их непосредственно или через многоступенчатые смысловые замены к некоторым базисным билатеральным связям, «выводящим» на денотаты.
Развитие с уклоном в левополушарную активность приблизилось к тупику, из которого намечаются поворот и выход в направлении гармонизации полушарной активности мозга. Речевой деятельности в этом развитии принадлежит важная роль.
В начале ХХ века методисты и психологи А. П. Флеров и Л. П. Богоявленский проводили теоретические исследования в области психофизиологии речи, которые и сегодня представляют интерес.
А. П. Флеров утверждал, что движением пишущей руки управляют четыре фактора: звуковой образ слова, зрительный образ (на бумаге), артикуляция органов речи и следы прежних движений руки, причем решающим, руководящим фактором является артикуляция.
Эту же мысль подтверждал Л. П. Богоявленский (1928 г.). Он показывал в схеме, что имеющиеся центры слуховых, зрительных, речедвигательных и рукодвигательных представлений слова все между собой взаимосвязаны и представляют общий центр значений слова у грамотного человека.
Ещё в 19 веке ученые рекомендовали необходимость опоры на интуитивно-подсознательную деятельность при обучении грамоте. Прошло уже более века, но способы обучения грамматике русского языка «застряли» на изучении орфограмм, а что такое интуитивно-подсознательная деятельность в процессе обучения языку остается неизученной.
Для изменения этой ситуации предлагается чаще использовать метод проб и ошибок при обучении русскому языку и конкретно, при обучении грамотному письму и чтению. Предполагается, что метод проб и ошибок будет развивать интуитивно-подсознательную деятельность и опираться на нее при письме. Другими словами, необходимо не только изучать правила грамматики и развивать рациональную составляющую мозговой деятельности (опора на левое полушарие), но и развивать чутье языка, которое не всегда осознается, но при этом помогает грамотному письму.
Нормально развитые дети уже в шестилетнем возрасте владеют грамматически правильной речью. Ребенок умело строит предложения, пользуется сложными синтаксическими конструкциями - причастными и деепричастными оборотами, придаточными предложениями, безошибочно выбирает нужные формы глагола, безукоризненно пользуется падежными и родовыми окончаниями, правильно согласует разные части речи по времени, роду и числу. Свободно употребляет сослагательное наклонение. Т.е. оценивает не только то, что есть или чего нет, но и что могло бы быть. Шестилетний хорошо чувствует и мастерски применяет многочисленные суффиксы, придающие словам смысловые оттенки - увеличительные, ласкательные, пренебрежительные и другие, проявляя неистощимую изобретательность.
Каким образом это достигается? Ведь ребенок не знает правил грамматики, а практически успешно пользуется ими. Могут сказать, что секрет в памяти ребенка: она, как губка, впитывает и запечатлевает слова, услышанные от взрослых. Но когда шестилетний ребенок слышит слово впервые, он сразу же начинает употреблять новое для себя слово во всех его грамматических формах. И не ошибается, если слово это - не исключение из правил. Одной лишь памятью этого не объяснишь. Ребенок уже выделил общие закономерности изменения слов, общие правила морфологии. Весь этот титанический труд выполнен им подсознательно, ребенок даже не подозревает о нем. Неправильная форма слова просто «режет» его слух. Все это свидетельствует об огромной роли подсознания в познавательной деятельности детей этого возраста. И очень важно, чтобы эта подсознательно-интуитивная деятельность не угасла с годами. А в школе весь акцент обучения смещен в сторону сознательной деятельности и чем больше ребенок будет осознавать то, что он делает, тем лучше считается для ребенка. Места для подсознательно-интуитивной деятельности не осталось совсем. Педагоги фиксируют парадоксальное явление: недостаточность развития интеллектуальной сферы у школьников при постоянном и усиленном обращении к ней. Происходит это потому, что предъявление детям множества непонятных грамматических абстракций не развивает, а тормозит наращивание умственных сил вследствие бездумного механического заучивания. На учебные возможности школьников оказывает отрицательное воздействие преимущественное использование в школах индуктивного метода познания, разрушающего целостную картину языковых явлений.
«Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколение учителей развивать ум ребенка, приохотить его к активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя готовых знаний, а их добывателя, т.е. человека способного и умеющего самостоятельно учиться» (Шаталов В.Ф.).
Именно В.Ф. Шаталов использует в своей деятельности опору на подсознание. Свойство нашего мышления таково, что если в него заложена программа поиска, то он будет идти постоянно, даже, если мы сознательно не нацеливаем себя на него. Озарение может наступить в любой момент. «Озарение» — это награда за усердие, за верность идее. В.Ф. Шаталов предлагал детям подождать, когда у них родится мысль. Если мысль не появилась в течение 5-6 минут, то нужно оставить решение задачи и заняться чем-то другим, через некоторое время вернуться к решению той же задачи и так до тех пор, пока не появится мысль.
Многие ученые прошлого утверждали необходимость опоры на интуитивно-подсознательную деятельность при обучении грамоте.
Очень часто, формируя систему понятий на уроках родного языка, идет активная тренировка второй сигнальной системы, таким образом искусственно создается тенденция к формированию «мыслительного типа нервной деятельности» И.П. Павлов подчеркивал, мыслительный тип нервной деятельности — это тип обедненный, т.к. вследствие слабости непосредственных ощущений жизнь этих людей проходит мимо природы и всего того, что дает искусство. Гармоничное соотношение «чувственного» восприятия мира и отвлеченного словесного мышления нарушается.
Об этом же пишет и А. В. Запорожец. Он справедливо отмечает, что «складывающийся у ребенка план наглядных представлений о действительности и формирующаяся способность ими оперировать составляют первый, так сказать, цокольный этаж общего здания человеческого мышления. Без такой основы невозможно построение и функционирование в будущем более высоких этажей, или уровней интеллекта, которые характеризуются сложными системами абстрактных логических операций с помощью специальных знаковых средств».
Следовательно, необходимо больше внимания уделять сенсорному воспитанию, т.е. первой сигнальной системе. Это тесным образом связано с обучением в начальной школе. Появление так называемого «вербализма» не способствует общему развитию детей. Такие предметы, как труд, рисование, физкультура, музыка не должны игнорироваться в начальной школе в угоду иностранному языку, изучению каких-либо познавательных предметов, даже самых престижных с точки зрения родителей.
Для начального образования особенно важно осознавать прочную связь первой и второй сигнальных систем.
Как на современном этапе развития науки ученые определяют интуитивное мышление? Обратимся к беседе Т.В. Черниговской с ученым А. С. Карминым (психолог, культуролог, профессор кафедры психологии и социологии) на тему «Интуитивное мышление и как его развить» (в кратком изложении).
Интуиция по определению с рациональностью не связана - утверждает Т.В. Черниговская.
Т.В.: очень часто плодотворные решения принимаются не на основе причинно-следственных связей, а каким-то совсем другим образом. Интуиция – это другой способ мышления? Интуиция связана с думанием или и это совсем другое?
А.С.: вот это та самая точка, из которой начинаются все трудности. Интуиция в обыденной речи употребляется, как угодно. Интуиция подсказала, говорит, велела и т.д.
На тему экстрасенсорной интуиции на полках магазинов найдете огромное количество книг. И как ее воспитывать, и что с ней делать, и как ее улучшить. Люди хотят быть интуитами – ничего не делать, а только озарение получать, чтобы легко и просто решить все проблемы. Чаще интересуются как стать интуитом, чем как стать логиком. Чтобы стать логиком надо много учиться.
Интуиция — это загадочное слово, оно для того и придумано, чтобы прикрывать загадку. Когда люди не знают, откуда к ним пришла какая-то мысль, не могут объяснить происхождение этой мысли, они говорят «интуиция подсказала». Что за этим скрывается никто не знает и тогда научно исследовать ее совсем невозможно.
Т.В.: как же Вы выходите из положения, занимаясь интуицией как ученый? Вы ей даете определение?
А.С.: конечно.
Есть такой американский ученый С. Эпштейн, он разработал идею дуального мышления, двух системного мышления. Например, животные обладают какими-то познавательными способностями, что-то делают, как-то ориентируются и неплохо живут. У них есть какая-то когнитивная система и этого достаточно. У человека появляется надстройка над этой системой. Надстройка связана с интеллектом, с сознанием, с языком, мышлением. Эта надстройка биологически новая, она появилась у человека и вот этот первый слой дает начало до логического мышления, это есть интуиция. Это особый способ мышления. Две системы мышления – одна логическая, рациональная, а другая интуитивная. В чем заключается интуитивная система мышления? Она пользуется некими схемами, упрощенными схемами, несложными. Канеман называет их эвристиками.
Т.В: схемы – это коротенькая модель поведения в какой-то ситуации?
А.С.: да, это мысленная модель, которой человек следует. Например, одна удача поднимает человеку настроение.
Т.В.: почему это интуиция?
А.С.: давайте вернемся к определению. Рациональное определение отличается тем, что оно действует по правилам. Если есть истинная предпосылка, то по правилам логики из истинной предпосылки вы извлечете истинное следствие. Эта схема требует длительного рассуждения. А когда информации мало, на помощь приходит интуиция. Она помогает при недостатке информации и, когда мало времени, быстренько получить вывод.
Этот процесс мышления протекает не под контролем сознания.
Интуиция — это такой бессознательный процесс, результат которого всплывает в сознании, и этот процесс происходит по простым схемам и позволяет быстро получить вывод, хотя и не очень достоверный, не всегда надежный.
Интуиция – это вид памяти. С. Эпштейн одну систему называет рациональной, а другую основанной на опыте.
Т.В.: поэт ночью вскакивает и пишет стихотворение, а утром не понимает, как оно создалось.
А.С.: процесс происходил бессознательно, и поэт его не осознает, он не знает откуда это пришло.
На самом деле под интуицией многое понимается, она носит собирательный характер, в ней кроются самые разные когнитивные механизмы, которые объединяются только тем, что люди не осознают, как они работают.
Различается множество типов интуиции.
Диспозиционная И. Связана с установкой. Установка дается обходным путем и человек не может ответить, почему он сделал тот или иной вывод.
Перцептивная И. У нас есть субсенсорное, подпороговое восприятие, принимаем больше, чем осознаем. Что-то восприняли, но не осознали.
Практическая И. Она вырабатывается просто в жизни. Мы ею все время пользуемся. Если горит красный свет, то мы знаем, что надо подождать. Раздался гудок автомобиля, мы молниеносно останавливаемся. Шаблоны, которые нас не подводят.
Имажитивная И. Связана с воображением. У нас есть поток ассоциаций. Мы можем эти ассоциации узнавать, а можем и не узнавать. Они могут подсознательно мелькать и в какой-то момент выплывает подсознательный образ. Образ, например, который волнует художника, он понял, как надо нарисовать. Также строчка у поэта находится.
Профессиональная или экспертная И. Опытные врачи ставят диагноз по виду больного. Опытные медсестры угадывают, какой преждевременно появившийся ребенок склонен к частым болезням.
Креативная, творческая И. позволяет выдающимся ученым, художникам находить нечто новое, оригинальное. Оно стоит особняком. Это не порождение развитой способности, идущей от древнего животного. Это нечто новое, потому что креативная интуиция рождается на стыке логики с образным мышлением.
Т.В.: кому попало вещие сны не снятся. Периодическая система приснилась Менделееву, а не кому-нибудь.
А.С.: случай благоволит умам подготовленным (Луи Пастер). Интуитивное решение надо обдумывать, перепроверять логикой. Статистика чаще дает верные прогнозы, чем интуиция. Расчет по программам, сделанным на основе статистики заболеваний оказывается вернее, чем прогнозы врачей, основанные на интуиции.
Можно сделать вывод, что опора на отдельные типы интуиции в обучении просто необходима. Использование рационального и интуитивного мышления обеспечит прочность запоминания и усвоения учебного материала.

Made on
Tilda