Философия

ЛиК № 1, 2021.


Н.Б. Покровский,

Руководитель Рабочей группы

социально-экономического проектирования

Санкт-Петербургского союза ученых,

Председатель редколлегии журнала «Личность и Культура».



Философия в системе знаний


Статья подготовлена в дополнение к рубрике Культурная столица этого номера журнала. В статье говорится о подготовке блока интернет-конференций в рамках проекта «Глобальная культура». Блок включает направления Образование, Философия, Экономика. Направление Философия представляет естественнонаучные и гуманитарные науки. Таким образом Философия представлена в системе блока знаний. Понятие «система» является главным в содержании данной статьи.
Роль этого понятия позволяет раскрыть следующий фрагмент из статьи, посвященной научному поиску Карла Маркса [1]: «Это могло способствовать практическому решению задачи изменения мира, сформулированной в «Тезисах о Фейербахе». Философы различным образом объясняли мир, но задача, согласно убеждению Маркса, состояла в том, чтобы изменить его. Это положение характеризует практическую целенаправленность всего его творчества.
В творчестве Маркса актуализирована идея универсального прогресса, которая была применена к пониманию соотношения феодализма, капитализма и социализма как ступеней самодвижения человеческого общества. Радикальность истолкования Марксом этой идеи состояла в том, что оно требовало, не ограничиваясь объяснением, выработать научно обоснованную программу прогрессивного изменения реально существующего социального мира».
Рассмотрим этот фрагмент детально по правилам Рене Декарта «для руководства ума» [2], разработанных в эпоху классицизма близкого ко времени творчества К. Маркса:
▲ Никогда не принимать за истину ничего, что не представляется уму ясно и отчетливо.
▲ Делить исследуемое на части, что позволяет лучше его понять, преодолеть.
▲ Придерживаться порядка мышления от простого к сложному.
▲ Составлять всегда полные перечни, с целью уверенности в отсутствии упущений.
Долее выдержки из приведенной статьи даются курсивом.
Усилия К. Маркса были направлены на то, чтобы изменить мир. Но, чтобы изменить мир, необходимо знать его природу, которая выражена в системе. Как видно по современным данным науки в эпоху К. Маркса наука не обладала такими сведениями. И не могла представить уму «ясно и отчетливо» достаточно емкую картину. В первую очередь это касается теории систем, разработка которой активно велась на рубеже XX - XXI веков. Поэтому ни «Делить исследуемое на части», ни «Придерживаться порядка мышления от простого к сложному», ни «Составлять всегда полные перечни» было, практически, невозможно. Поэтому задача, которая «характеризует практическую целенаправленность всего его творчества» была в тот период практически не решаемой.
Понимание «соотношения феодализма, капитализма и социализма как ступеней самодвижения человеческого общества соотношения феодализма, капитализма и социализма как ступеней самодвижения человеческого общества» также было невозможно в достаточной мере. Знания о законах самообразования систем – достояние нашей эпохи.
В частности, знания о таких стадиях как бифуркация, возникновение аттракторов и собственно образование ими новой системы, в эпоху К. Маркса отсутствовали. И это напомнило о себе уже на первых шагах советской власти в форме необходимости НЭП для обеспечения общества жизненно важными продуктами.
При остром дефиците формообразующих знаний с позиций нашей эпохи постановка задачи «выработать научно обоснованную программу прогрессивного изменения реально существующего социального мира» можно назвать некорректной.
Данную оценку подтверждают крайне узкие рамки представлений о центральном предмете темы – о человеке. Эти рамки настолько узки, что тема «человек» в значительной мере растворяется в теме «масса». Современная наука не только аналитическим, но и приборным путем совершила революцию в этой области. Данные нейронаук позволяют заглянуть глубоко внутрь сознания человека. Одним из результатов этого поиска стал факт раскрытия логико-математическим путем влияния на экономический эффект общества базовых категорий культуры – этики и эстетики в работе [3]. Результат оказался довольно неожиданным – 80% экономического эффекта составляют эти две категории. Такой результат могут пояснить данные нейронауки, согласно которым эмоциональный аппарат человека связан только с правым полушарием головного мозга. Особенность правого полушария по сравнению с левым – образное мышление (у левого полушария – понятийное мышление). Образ в отличие от понятия сообщает более емкое представление. И если понятие «заключает» в свои рамки формы действительности, неизбежно усекая их содержательную часть, то образ, наоборот, - за счет ассоциативных связей – раскрывает рамки представлений в окружающую реальность. содержание представлений. В рекламе этот эффект используется повсеместно.
Системный поход ставит перед автором также задачу объяснить почему К. Маркс посвятил целую жизнь крайне локализованному учению. Автор делает попытку решить эту задачу двумя способами.
Первый способ – с позиций теории систем, которая положена в основу рассмотренной темы. Труд Маркса был реализован в период первой стадии образования общественной системы. По законам систем это - стадия бифуркации. На этой стадии возникают слабо структурированные формы кратковременного существования. Это – период всевозможных флуктуаций.
Второй способ фокусирует внимание на эмоциональном аппарате человека, который оказывает фундаментальное влияние на сознание. Первые стадии капитализма являли множество примеров драматичной дисгармонии в положении капиталиста и наемного труженика. Есть основания рассматривать реакцию К. Маркса как эффект эмоционального аппарата. Значительный объем знаний и высокая способность к аналитическому мышлению, закономерно, могли побудить ученого к тому, чтобы «способствовать практическому решению задачи изменения мира». Тот факт, что системы меняются по объективным законам, не был учтен из-за отсутствия самой теории систем. Таким образом, К. Маркс поставил себе задачу в условиях острого дефицита средств для ее решения.
Здесь интересно отметить, что мысль авторов [1] о труде Маркса выражена словами: «согласно убеждению Маркса», т.е. данный труд имеет черты эмоциональной природы. Стоит к этому добавить то, что по данным нейронаук человек осознает свою мысль спустя 0,3 секунды [4]. Следовательно, содержание самой мысли формируется достаточно автономно от воли человека и обязательно испытывает влияние эмоционального аппарата. В познании мира науку дополняет искусство. В эпоху научного творчества К. Маркса искусство содержит в себе четко обозначенные признаки эмоционального аппарата и стремления к аналитическому познанию реальности.
Следуя «правилам для ума» Рене Декарта (видного деятеля эпохи классицизма), необходимо придать завершенность этой цепи рассуждений. Такой завершенности может служить вывод о том, что если труды К. Маркса являются продуктом стадии бифуркации, то значит следующей стадией будет стадия образования аттракторов новой системы.
Этой цели и служат проект «Глобальная культура» и три его основные направления: Образование, Философия, Экономика.
«Волна Деструкции в истории России», разработанная в ЗАО «Гуманитарный фонд» по конкретным данным исторического процесса, охватывает период истории с 21 по 2101 г. Конечная дата вполне может указывать на формирование цивилизации нового типа. Россия, которая сейчас находится в стадии формирования новой исторической формы, вполне может стать одним из крупных носителей приоритетов этой цивилизации. Возможно, именно в силу этих перспектив, которые сейчас скрыты о современников, именно в России родилась концепция проекта «Глобальная культура». Возможно, именно поэтому она родилась в Культурной столице страны.

Литература
1. Мартынович С. Ф., Орлов М. О. Философское наследие Карла Маркса как основание для осмысления феномена науки // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 146–151. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-146-151.
2. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – с. 440.
3. Этика, Эстетика, Экономика. Под ред. д.э.н. профессора А.В. Чистосердова. СПб ТПП. 2002 г. 420 с.
4. Сланевская Н.М. Врожденное моральное мышление //Личность и Культура. – 2008. – №№2, 3, 4.
Made on
Tilda