Экономика

ЛиК № 1, 2021

Н.Н. Кухарчик



Рейтинг и деловая репутация компании


В современной жизни бизнес компаний всё большее значение приобретает её бизнес рейтинг, то есть её положение на рынке товаров и услуг в сравнении другими компаниями, занимающимися аналогичным бизнесом.
Важно понимать, что единого рейтинга для всех компаний не существует и быть не может. Пример: по каким общим критериям сравнивать, скажем, нефтегазовую компанию и туристическую? Безусловно, у них есть несколько общих параметров: сотрудники, целевая задача получения прибыли, место нахождения головного офиса – Россия, работа в едином правовом поле, конкурентная борьба за рынки товаров и услуг. Но эти параметры. Вернее, конкретизация положений о них, не могут позволить нам объективно и адекватно сравнить различные компании.
На наш взгляд, при определении рейтинга компании необходимо учитывать следующие параметры:
1. Область бизнес деятельности компании. Это позволит сравнивать компании, которые занимаются аналогичной бизнес деятельностью: производство; добыча полезных ископаемых; транспортные услуги, образовательные услуги и т.п. при этом в каждом из разделов существуют свои более узкие подразделы.
2. Деловая репутация компании
3. Стратегия развития компании
4. Региональные особенности места функционирования компании
5. Политические составляющие места и времени функционирования компании.
Кратко остановимся на каждом из указанных параметров.
Область бизнес деятельности компании. В этом разделе учитывается наличие или отсутствие аналогичных компаний, способных составить конкуренцию в данной конкретной области производства или оказания услуг. Причём таких компаний должно быть несколько и они не должны иметь возможности сговора. Как правило, для определения рейтинга, таких компаний не должно быть менее 10.
Деловая репутация.
Это более емкий параметр, включающий в себя следующие подпараметры:
- отзывы поставщиков, потребителей и фирм, оказывающих сопутствующие услуги. Такие отзывы должны охватывать значительный временной период. Чем он больше, тем лучше, так как он показывает возможность компании устойчиво производить товары, или оказывать услуги требуемого, наперёд заданного потребителем, качества;
- наличие различных сертификатов (СМК, сертифицированного персонала, сертификатов на продукцию и услуги и т.д), отвечающих запросам потребителей;
- финансовая устойчивость, включающая в себя взаимоотношения с банковскими структурами, налоговыми органами, наличием/отсутствием кредиторской и дебиторской задолженности, структурой публичных финансовых планов, в том числе, наличие свободного для инвестирования в развитие компании капитала;
- наличие квалифицированного персонала;
Стратегия развития компании.
В этом разделе учитывается:
как компания решает вопросы подбора, найма, подготовки и переподготовки сотрудников;
- наличие или отсутствие сертификатов систем менеджмента и охраны труда;
- уделяет ли компания внимание развитию и совершенствованию стратегии и тактики конкурентной борьбы, не выходящей за рамки действующего законодательства;
- наличие высококвалифицированного персонала, способного с учётом развития общества и товарно-денежных отношений в нём на современном этапе, решать вопросы конкурентной борьбы за рынки сбыта как на местном уровне, так и на региональном и мировом;
- совершенствование и оптимизация взаимоотношений с поставщиками, потребителями, органами власти, а также гармонизация внутренних отношений, как между подразделениями компании, так и внутри этих подразделений;
- наличие открытий и изобретений, содействие в использовании самых современных технических, технологических устройств и параметров отображения информации и средств связи в работе компании.
Региональные особенности места функционирования компании
Это параметр, который учитывает:
Наличие базовых составляющих для успешного функционирования компании. К ним относятся:
- сырьевая и энергетическая базы;
- рынок труда, то есть наличие рабочей силы трудоспособного возраста и имеющей возможность в данной компании социального роста;
- наличие свободного капитала в данном регионе, заинтересованного в развитии данного производства и/или данной услуги;
- условия и перспективы роста спроса на данную продукцию или услугу
- наличие смежников, поставщиков, возможностей для их устойчивого развития, отвечающего стратегическим целям компании и имеющие также конкурентов;
- природные параметры: погода, сейсмичность, рельеф местности, вероятность стихийных бедствий, катастрофического характера
Политические составляющие места и времени функционирования компании
Политические составляющие очень часто являются определяющими, увы. К ним относятся:
Требования общегосударственного законодательства, способствующего или препятствующего деятельности компании;
Особенности местного, регионального, законодательства;
Обеспечение или препятствие в сотрудничестве с иностранными компаниями;
Наличие/отсутствие центров подготовки и переподготовки кадров; Социальные программы развития региона;
Доля компании в ВВП региона и государства в целом;
Программы развития транспортной инфраструктуры региона и её связь с другими регионами;
Ведение военных действий на территории региона, или в прилегающем регионе.
Подводя итог, можно сказать, что рейтинг компании в той или иной сфере её деятельности, это совокупность большого числа параметров, полностью учесть которые весьма затруднительно, так как требует больших финансовых затрат, длительного времени и высокой квалификации сотрудником той фирмы, которая проводит рейтинговую оценку. В настоящее время наиболее часто используют не комплексные рейтинги компании, а промежуточные по тем или иным отдельным параметрам: кредитной надёжности; предпринимательской популярности; социальной активности; отраслевой и т.д
К промежуточному рейтингу можно отнести и оценку деловой репутации.
Вместе с тем, следует принять во внимание, что любой рейтинг даёт, прежде всего, самой компании, участвующей в этой оценке, много пищи для размышлений и выводов по путям собственно развития и перспективам существования.




Made on
Tilda