Экономика

ЛиК № 1, 2017.

Н.Б. Покровский, Н.Н. Покровская, Т.Л. Сивкова.

ЗАО «Гуманитарный фонд»


«Промышленность +»


В статье изложены основные положении концепции программы «Промышленность +» далее «Программа», которая вошла в проект «Новый курс» [1]. Разработчик программы ЗАО «Гуманитарный фонд». Цель программы – переход российской промышленности на устойчивый режим развития с высокими конкурентными возможностями. Достигается эта цель путем оптимизации: баланса продуктивности капитала и его обременения; структуры себестоимости и спроса продукции; финансовых факторов производства; управления внутренними ресурсами. В настоящее время решения этих задач не имеют достаточной научно-практической базы. В попытках их решать значительное место имеют локальность, широкий спектр частностей, узкие рамки методологических и методических подходов. Фундаментальное знание и современные данные науки не представлены надлежащим образом. Некоторые его аспекты вообще отсутствуют в поле зрения. Это тормозит прогресс, может создавать тупиковые ситуации, нести крупные риски. В числе глобальных рисков – деградация экономической системы в следствии длительной пассивности при непрерывном движении исторического времени.
Данное положение исправляется средствами системного подхода с использованием законов самоорганизации систем. Эти подходы начали формироваться у разработчика еще в конце девяностых годов прошлого века {2 -5]. Завершились они Докладом Президенту РФ Д.А. Медведеву [6] с последующей апробацией по предложению Экспертного Управления Президента РФ в сфере науки, бизнеса и региональных Администраций. Как известно, Послание Президента Д.А. Медведева в 2009 г. целиком было посвящено вопросам модернизации экономики. Дальнейшие разработки авторов Доклада получили следующую оценку Экспертного Управления Президента РФ:
«Разделяем Ваше стремление к поиску и внедрению новых инструментов планирования и осуществление основных направлений государственной политики, особенно, через содержательное взаимопроникновение экономики, образования, социальной практики и культуры.
Роль таких институтов гражданского общества, как журнала «Личность и культура», ЗАО «Гуманитарный фонд» и других Ваших творческих партнеров трудно переоценить в деле укрепления российской государственности и общественного сознания».
Таким образом, «Новый курс» стал завершением двадцатилетней исследовательской деятельности и вобрал в себя компетенции значительного профессионального сообщества.
Указанный системный подход удобно поясняют:
■ Апробированные принципы классицизма. Согласно философии Декарта «для руководства ума» необходимо [7]:
1. Никогда не принимать за истину ничего, что не представляется уму ясно и отчетливо.
2. Делить исследуемое на части, что помогает лучше его понять, преодолеть.
3. Придерживаться порядка мышления от простого к сложному.
4. Составлять всегда полные перечни, с целью уверенности в отсутствии упущений.
■. Фундаментальные законы устойчивых систем [8]: «Важнейшее свойство частей целого – то, что они должны точно занимать свое место в соединении с другими частями, составляя единый организм без малейшей избыточности или недостачи».
Хорошо видно, как далека экономическая практика – налоговая система, тарифы, кредитные ставки и пр. - от этих фундаментальных условий успешного развития. Ценой такого отличия являются потери 5-6 госбюджетов ежегодно [9]. В организации деятельности предприятия также имеют место аналогичные обстоятельства. У данной ситуации есть вполне объективные (независящие от людей) причины, которые коренятся в природе прошлых эпох, см. [10], [11].
Движение к цели программы идет сразу по двум взаимосвязанным направлениям. Первое обращено непосредственно к конкретному предприятию, второе – среде его обитания, общей экономической ситуации. Тем самым достигается необходимое единство свойств и качеств системы и среды существования.
Инструментами этого движения является комплекс тематических вебинаров для субъектов бизнеса, представителей науки и органов власти. Ведет вебинары Рабочая группа, состав которой может меняться в зависимости от затронутой проблематики. О порядке этой работы будет сказано позже после пояснения содержательной части Программы.
Задачи предприятия решаются на основании научно-практической базы, которая максимально полно охватывает спектр воздействующих факторов. Данные факторы распределены по следующим разделам, которые составляют содержание вебинаров:
1. Реальная Россия – фундаментальные параметры реального исторического процесса, которые определяют состояние каждого общества и государства. Все исторические процессы подчинены законам систем и включают специальные периоды. Те действия, которые соответствуют этим периодам имеют максимальный успех. Те усилия, которые им не соответствуют «уйдут в песок». Основным содержанием этих периодов является трансформация института власти, передел собственности, формирование приоритетов экономики и культуры (как системы знаний, ценностей и регулятивов). «Диаграмма развития России до 2015 г.» разработанная в 1995 г. показала возможность и необходимость успешного использования знаний о фазах исторического процесса. Данный раздел представляет макроуровень вебинара.
2. Реальная экономика - фундаментальные параметры любой экономики, соответствующие этимологическому ее значению: «эко» - среда существования, «ном» - закон. Раздел включает крупные разработки в междисциплинарной области, что устраняет значительные пробелы в понимании функций и механизмов экономических систем. Этим достигается существенное повышение эффективности экономической практики.
3. Реальное предприятие – параметры, определяющие состояние и направление изменения предприятия, как системы. В числе основных: продуктивность капитала, дифференциальные оценки факторов себестоимости, логико-математический анализ финансового состояния (по бухгалтерской отчетности), соотнесение факторов роста и деградации.
4. Реальный мозг человека –фундаментальные основания процесса мышления. Базовые положения физиологии высшей нервной деятельности, строения головного мозга и данные современных нейронаук. Эти знания позволяют наиболее эффективно организовать работу, в частности, инженерно-технического и управленческого персонала. Данный раздел представляет микроуровень вебинара.
5. Реальная личность – материалы теории систем и практической психологии, которые позволяют решать вопросы мотивации к труду, параметров его оплаты, и производственного взаимодействия. Сегодня это называется «инвестициями в человека», однако при этом знаний о самом человеке часто недостаточно. Данный раздел служит максимальной реализации человеческого потенциала.
Проблемы конкретного предприятия выявляется в рамках «постановочных» вебинаров. Проблемы разделяются по признаку «внутренние» (собственные) и внешние проблемы. Внутренние проблемы решаются: а) собственными силами по рекомендациям Рабочей группы; б) с привлечением профильных специалистов из сферы науки или другой области.
Внешние проблемы формируют блок, который комплексно рассматривается в рамках второго направления.
Второе направление задействует те структуры, в компетенции которых находятся поставленные вопросы. Основными из них, очевидно, будут научные учреждения и органы власти. Тем самым достигается тот порядок и режим сотрудничества, который адекватен стоящим задачам, в т.ч. указанным в Послании Президента РФ Совету Федерации РФ 2016. Важно отметить «щадящий режим» Программы для органов власти, который разгружает их от массы частных проблем. Власть, получает продукт, систематизированный наукой. Тогда задача власти – только адаптировать его к задачам бюджетной политики. Все свои решения органы власти принимают совершенно уверенные в их последствиях. Тем самым полностью достигается выполнения положения Послания Президента:
«Предлагаю в течение следующего года детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы, обязательно сделать это с участием деловых объединений. Несмотря на внутриполитический календарь, нам всё равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период.
Одновременно прошу Правительство проработать вопросы совершенствования механизмов обеспечения устойчивого бюджета и государственных финансов, исполнения всех наших обязательств вне зависимости от внешних факторов, включая цены на углеводороды».
Ничем иным, кроме системного подхода в рамках Программы эту задачу в надлежащем объеме не решить. В рамках Программы бизнес, наука и власть находятся в состоянии наиболее продуктивного взаимодействия и могут создавать прорывные решения.
Интенсивному режиму решения актуальных задач российской промышленности и созданию именно «прорывных решений» служит принципиально новый механизм финансирования Программы. Выполнение всех работ на участках первого и второго направления осуществляется самим бизнесом. Это условие связно с требованием гомогенности среды взаимодействия. Главное направление финансирования – сфера науки. По своему институционному признаку это однотипные структуры. – институты гражданского общества. Институты государственной власти относятся к другому типу. Поэтому их финансовое участие на стадии подготовки итоговых решений нецелесообразно. Это может исказить режим взаимодействия бизнеса и науки, внести в него посторонние элементы, может даже тормозить решение проблем. А прямое взаимодействие бизнеса и власти может внести элементы корпоративных интересов в ущерб общему делу. Надо отметить, что и Экспертное Управление Президента РФ в своем заключении по данному кругу вопросов рекомендовало именно институтам гражданского общества решать их своими силами. Время убедительно показало обоснованность этих рекомендаций и их высокую компетентность.
По перечисленным причинам Программа предполагает финансирование научных разработок всех направлений исключительно бизнесом. С учетом значительного организационного опыта объединений бизнеса этот вопрос не должен встретить существенных трудностей. Главное трудность – преодолеть барьер из архаичных стереотипов прошлых эпох. Сегодня историческое время требует, чтобы бизнес исключительно сам решал свои проблемы, следовал приоритетам новой социальной культуры, как системе знаний, ценностей и регулятивов.
Средствами Программы будут защищены:
1. Интересы собственности в период социальных трансформаций.
2. Интересы капитала в части его обременения.
3. Устойчивый режим деятельности предприятия за счет многоуровневой сбалансированности его механизма.
4. Решения задач бюджетной политики за счет надежности ее оснований.
5. Интересы государства на внутреннем и внешнем мировом пространстве за счет эффективной экономики и динамичных качеств субъектов бизнеса.
В отсутствии такой защиты страна, общество и все без исключения промышленные предприятия столкнуться с новыми рисками и факторами дестабилизации. Важно понимать, что действия факторов данной природы преодолевается ценой значительных потерь, включая возможность к существованию. История изобилует такими примерами.
Реализация Программы осуществляется также по законам самоорганизации систем, что обеспечивает ей максимальную адекватность целям и задачам. Имеется три этапа: Предварительный, Базовый и Основной.
На Предварительном этапе, который отвечает стадии бифуркации, ведется информационная деятельность в данном секторе экономики.
Базовый этап (стадия формирования аттракторов) включает первые опыты проведения вебинаров и последующих мер.
Основной период (регулярный режим системы) – системная реализации Программы.
Основной порядок реализации Программы следующий.
1. Для руководства организаций проводятся базовые вебинары, в которых сообщаются главные положения о природе проблемы. Разделы: Реальная Россия, Реальная экономика, Реальное предприятие, Реальный мозг, Реальная личность.
2. Для специалистов организаций-участников вебинаров по п. 1. проводятся тематические совещания, на которых с профессиональным персоналом выясняются целевые задачи и принимаются решения по механизму их решения с привлечением профильных специалистов и организаций. Этим начинается последовательная интеграция в системе экономических отношений.
3. Для профильных специалистов и организаций по п. 2. проводятся «постановочные» вебинары-совещания, на которых ставится задача для разработки нужных решений.
4. По результатам работы профильных специалистов и организаций проводятся один или несколько вебинаров-совещаний для обсуждения предварительных результатов, а также для обсуждения конечного решения.
5. По результатам работы по п. 4. проводится вебинары-совещания для представителей организаций-участников по п. 2. по представлению полученных результатов и принимаются решения о путях их реализации для каждой конкретной организации с учетом ее специфики.
6. По результатам п. 5. проводятся вебинары-совещания для руководства организаций-участников по п. 2. и представителями региональных органов исполнительной и законодательной власти с целью правового содействия и обеспечения решений по п. 1.5.
7. По результатам п. 6. проводятся вебинары-круглые столы с представителями федеральных органов власти с той же целью, что и по п. 6.
Теперь, особо необходимо пояснить тот эффект, который не лежит на поверхности Программы, но играет решающую роль. Институциональная культура науки другая, чем у других институтов общества. А именно культура и является главным условием продуктивной коммуникации. Неудивительно, что уже третье десятилетие наука играет в экономике весьма скромную роль, которая не позволяет ей высвободить все свои ресурсы. Программа последовательно, поэтапно и предметно сближает участников сотрудничества. Этим открываются возможности прорывных решений на всех без исключения участках взаимодействия.
Хорошо понятно, что в таком виде Программа открывает новую страницу в истории страны. Писать ее будут Ответственность, Компетентность, Добросовестность, Сотрудничество, Единство, Целеустремленность и Любовь к Отечеству. Сумма этих слагаемых хорошо известна – ПРОЦВЕТАНИЕ.



Литература
1. Покровский Н.Б. Новый курс// Личность и Культура. – 2016. – № 5. – с. 10-14.
2. Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л., Покровская Н.Н..Российская промышленность – в знании сила//Мост. – 1998. - № 9-10. - с. 39-41.
3. Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л.,.Российская промышленность – тактика успеха//Мост. – 1998. - № 11-12. – с. 31-32.
4. Чистосердов А.В., Покровский Н.Б., Покровская Н.Н., Сивкова Т.Л., Карелина Л.М. Маркетинг для промышленных предприятий России//СПб ТПП. – 2000 г. – 102 с.
5. Этика, Эстетика, Экономика. Под ред. д.э.н. профессора А.В. Чистосердова. СПб ТПП. 2002 г. 420 с.
6. Покровский Н.Б. Об основаниях модернизации экономической политики (Доклад Президенту РФ)// Личность и Культура. – 2008. - № 5. – с. 7-15.
7. Кондрашов В.А. Этика. Чичина У.А. Эстетика. Ростов-на-Дону. «Феникс». 1998 г. с. 440.
8. Капра Ф. ДАО физики. СПб. ОРИС. 1994. с.46.
9. Сколько стоит Россия// Личность и Культура. – 2015. – № 5. – с. 7-8.
10. Покровский Н.Б. В России не экономический, а глубинный культурный кризис //Личность и Культура. – 1999. - № 2.– с. 12-14.
11. Покровский Н.Б. Что сложим, то и получим//Личность и Культура. – 2016. - № 4.– с. 14-16.


Made on
Tilda