Экономика


ЛиК № 1, 2022.


Н.Н. Покровская

канд. экон. наук, доктор социол. наук, профессор

профессор кафедры Инновационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

профессор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого


Новое равновесие:

плановая корпоративная экономика и рыночная государственная политика


В данной статье рассмотрены политика и экономика – два понятия, пришедших из Афин, из Древней Греции. Ученики Сократа Ксенофонт («Экономика») и Платон (Πολιτεία, в переводе на лат. Res Publica, «Общественные вещи»), ученик Платона Аристотель (Πολιτικά, «Политика») видели эти сферы деятельности тесно переплетёнными – политика для Аристотеля есть искусство договариваться о воплощении общих интересов, а экономика для Ксенофонта состоит из правил управления территорией.
Основоположник классической экономической науки Адам Смит говорил о рыночной экономике как части общественных отношений, которая отвечает за удовлетворение потребностей людей с помощью разумной деятельности. Разумность, по А. Смиту, предполагала и эгоистический интерес, и одновременно встроенность экономических отношений в общество: получать выгоды от обмена следует в пределах религиозного и морального уклада, этических и нравственных чувств.
Понятие экономики пришло из древней Греции и означало умение управлять домом: греч. oikos – дом, домашнее хозяйство, nomos – правило или область управления. Работа Ксенофонта (430-356 до н.э.) под названием Οἰκονομικός (с др.-греч. Домоводство или Домострой) была переведена Цицероном на латынь (лат. Oeconomicus), и «человек экономический» (рациональный индивид, преследующий собственные интересы) у Адама Смита именуется «homo oeconomicus».
Введённые А. Смитом понятия «человек экономический» и «невидимая рука рынка» отражали представления о хозяйствовании и обмене, основанные на общественных установлениях – групповой и сословной сплоченности, общественной солидарности (понимания ответственности за других членов общества и благотворительность). Всё это входило в фундамент гражданина, члена общества, без принадлежности к сообществу – по признакам нации, места рождения и места жизнедеятельности, вероисповедания, цеха и ремесла – никому бы и в голову не пришло вступать с «рациональным индивидом» в отношения обмена.
«Невидимая рука рынка» действовала на той почве, которая в середине XVIII века предполагала отношения «3 рукопожатий» – для начала переговоров и обмена товарами и услугами людей надо было представить друг другу, «рациональный индивид» не был индивидом в вакууме, он составлял часть группы – булочник продаёт хлеб сапожнику в обмен на деньги, за которые сапожник впоследствии продаст булочнику сапоги. Деньги как средство обезличенного обмена позволяли продавать хлеб любому, но, как и сегодня в LinkedIn, этот «любой» находился в 1-ом, 2-ом или 3-ем круге знакомых.
Пандемия коронавируса ускорила возвратное движение к отношениям обмена, которые строятся на персонифицированных связях.
Малый бизнес, как и несколько веков назад, строится на репутации продавца и на его знакомстве с ожиданиями и предпочтениями клиентов. Эффективность интернет-продаж связана не с обезличенными свойствами продавца и его товара, а с возможностью найти отзывы других покупателей о продавце, а в сообществах – на взаимных рейтингах и оценках, «лайках» и «звёздах», поставленных действующими лицами друг другу.
Персонификация продаж опирается сегодня и на цифровые технологии: глобальные гиганты поисковых машин и браузеров (google, yandex, baidu) собирают и анализируют пользовательские данные, которые позволяют нацеливать продажные предложения по месту и времени нахождения потенциального покупателя, а объединение с профилями в соц.сетях позволяют определить и возраст, пол и множество других качеств (по репостам и лайкам легко определить убеждения и составить психологический портрет покупателя, а, например, tiktok угадывает сиюминутное настроение пользователя, особенно, если у того включена фронтальная камера или пользователь недавно говорил, что позволяет распознавать эмоции по интонациям голоса и мимике лица, обращенного к смартфону).
Персонификация продажных предложений позволяет корпоративным действующим лицам предлагать товары и услуги, максимально отвечающие потребностям клиентов, а программы лояльности нацелены на принцип «знай своего клиента», «know you customer», KYC. Знание клиента позволяет с максимальной точностью планировать продажи. Распространение «умных» (smart) устройств – от смартфонов до чайников, холодильников, стиральных машин и проч. бытовых домашних приборов, собирающих сведения о пользовательском поведении и находящихся постоянно онлайн, – позволяет глобальным производителям отслеживать их состояние и регулярно пополнять расходные материалы (так, весной 2016 г. в США вирус поразил умные холодильники, которые внезапно начали заказывать по несколько дюжин яиц, десятков литров молока и проч. стандартной продукции, наличие которой определяется встроенными датчиками).
Сбор цифровых следов пользователей сегодня позволил крупным частным компаниям воплотить эффективные принципы советской плановой системы администрирования – на основе точного знания объемов, географии и времени поставок и предпочтений каждого конкретного индивида.
Власть бизнеса, одновременно с его рационализацией, вызвала у общества вопрос о том, насколько прибыль отдельных частных лиц отвечает интересам всего общества – и если ранее политика решала задачи, прежде всего, крупных бизнес-структур (например, «цветные революции» 2010-2011 гг. в Северной Африке были, пожалуй, одним из последних ярких проявлений решения корпоративных задач посредством политических действий, в частности, поставщиков зерна и пищевых продуктов в Ливию, Алжир, Тунис, Египет), то поддержанный всем истэблишментом США приход Д. Байдена на должность президента США отражает необходимость «приобретать» голоса избирателей на основе «зелёной повестки», озвучивания проблем расовых различий и социального расслоения.
Не вдаваясь в историю президентских выборов ноября 2020 г., отметим лишь, что ни один судья в США не принял к судебному рассмотрению иски сторонников Д. Трампа. «Невидимая рука рынка» заставила каждого отдельного судью независимо принять решение о том, что принадлежность к единому целостному полю истэблишмента (аналогично советской «номенклатуре», классу официальной правящей бюрократии), важнее реализации каких бы то ни было идей справедливости или истины.
Если прибыль в экономике сегодня формируется плановым администрированием, то успех в политике всё в большей мере опирается на те общественные договорённости, которые Адам Смит подразумевал как фундаментальную основу рынка – преследуя свои интересы, группы и сообщества людей формируют прочную ткань («паутину», web) связей взаимного обмена услугами. Цифровые технологии персонификации позволяют знать избирателей, «Шанхайский» индекс предсказывает результаты президентских выборов в США по объемам заказов бейсболок с именами кандидатов, в поддержку которых люди и будут носить эти бейсболки. Но плановая экономика бейсболок уступает взаимным связям во властных кругах (включая и законодательную власть, объявляющую импичмент, и исполнительную, блокирующую потоки данных, и судебную, отказывающую в исках, и «четвёртую» власть журналистов, дающих предвзятую информацию).
Взаимная поддержка и обмен услугами в государственной системе регулирования от механизмов лоббирования крупным бизнесом переходят к уровню местных сообществ и привлечения индивидуальных сторонников, включая всё более широкие массы в политические рынки. Конкуренция элит (в самом разнообразном проявлении элитарности как традиционной, слоя выдающихся деятелей мысли и творчества, так и современной, сословия бизнес-лидеров, и пост-современной блогосферы) направлена на участие в распределении и обмене ресурсами и ценностями в виде доступа к таким благам, как стабильность и обеспечение квалифицированными услугами.
Самонастройка политических действующих лиц («агентов») на идентификацию имиджей и конкурирующих ценностно-смысловых образов происходит через отлаженную рыночную инфраструктуру (телеграм-каналы и чат-боты в мессенджерах, сообщества в соц.сетях, рассылка твитов и формирование штабов активистов в онлайн и офлайн-пространстве). Можно сделать вывод, что политическая жизнь приобрела формат рынка, на котором государственный аппарат выступает одним из инфраструктурных элементов.
В некоторой мере, демократия политического рынка и плановость хозяйствования в корпоративном бизнесе являются более «чистыми», идеологически точными воплощениями изначальных «ойкономикос» и «политейя», направленных на более справедливое и верное воплощение интересов индивидов и групп, объединенных в глобальное общество.
Made on
Tilda