Актуальная тема

ЛиК № 1, 2019.


Т.Л. Сивкова, ЗАО «Гуманитарный фонд»,

Н.В. Иванов, ООО «Софтпрезидент».

Научный консультант к-т эк. н-к, д-р социол. н-к Н.Н. Покровская.



АНК – федеральный уровень


В конце января 2018 г. началась апробация проекта стимулирующей налоговой системы «Адаптивный налоговый курс», далее АНК. В декабре 2018 г. АНК был поддержан ТПП РФ в числе 100 проектов под патронатом Президента ТПП РФ*. На федеральном уровне АНК - первый системный проект по налоговой системе. Новый статус АНК требует уточнения его содержательной части.
Разработчик АНК – ЗАО «Гуманитарный фонд», образованное в 1993 г. по инициативе группы петербургских ученых и специалистов. При этом АНК следует считать совместным продуктом бизнеса, науки и власти, институтов гражданского общества и государства. АНК нацеливался на решение задач Послания Президента РФ Совету Федерации РФ 2016 в части: «… мы должны так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель: на стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций, создавала конкурентные условия для развития наших предприятий».
Одной из главных задач рассматривался рост инвестиций в основной капитал, которого «…явно недостаточно для осуществления масштабной технологической модернизации производства, без чего в принципе невозможен выход на устойчивую экономическую динамику, обеспечивающую решение стратегических задач социально-экономического развития страны» (Х). Данная оценка остается верной и сейчас.
АНК готовился для промышленного сектора, в котором сегодня сосредоточены основные производственные ресурсы страны. При этом учитывалось значение малого бизнеса как агента модернизации. Главная цель АНК – минимизация налогового и неналогового обременения капитала, чтобы за счет роста прибыли придать импульс модернизации предприятий и росту их эффективности. При этом рост эффективности должен служить росту налоговых поступлений в госбюджет и как следствие - росту потребительского спроса в стране. Основанием для АНК послужили более ранние разработки.
Цель разработки АНК ставил ЗАО – максимальный уровень развития экономики за счет заинтересованности бизнеса в максимальной прибыли. Первая попытка решения задачи была сделана для малого бизнеса в 1999 г. после дефолта в августе 1998 г. Основным инструментом был выбран вариативный формат налоговой системы, когда ставки налога могут меняться по определенному регламенту. Первые результаты дали весьма оптимистичные результаты (1): «Главный вывод этой статьи заключается в том, что сегодня государство получает в 50 раз меньше, чем может дать бизнес, а может получить в 80 раз больше, чем получает сейчас», «В итоге на 12-й год мы получим увеличение суммы налогов в 32,23 раза. А объем оборота товарно-денежной массы составит 78,88 исходной величины «нулевого» года. Итак, увеличение объема производства товаров и услуг почти на два порядка!». Затем последовали другие попытки (2 – 10). Результаты исследований вошли в состав Доклада Президенту РФ «Об основаниях модернизации экономической политики» (11). По предложению Экспертного Управления Президента РФ Доклад прошел апробацию в сфере бизнеса и науки, а также в Администрациях ряда субъектов РФ, где получил весьма высокие оценки (были и сдержанные), в числе которых Доклад Президенту РФ по модернизации экономической политики (1) и ряд других, которые были апробированы и одобрены в сфере бизнеса, науки и власти, включая Администрацией Президента.
Поставленную цель планируется достичь путем целевого взаимодействия бизнеса, науки и власти. Высокая оперативность и доступность взаимодействия обеспечивается в первую очередь современными средствами коммуникации.
Значительный опыт работы потребовал апробации первой редакции АНК только в промышленном секторе.
В сфере малого бизнеса апробация сегодня не нужна, так как разработчик АНК сам принадлежит научно-производственному сектору этой сферы. Данная тема постоянно находится в фокусе внимания. Например, при поддержке Администрации Президента РФ, Комитета по предпринимательству и потребительского рынка совместно с «Центром развития и поддержки предпринимательства» при Правительстве Санкт-Петербурга в 2014 г. были проведены емкие исследования по ключевым вопросам среди группы предприятий малого и среднего бизнеса, (2), (3).
В сфере науки апробации АНК не требуется, т.к. с 1999 г. редакция научно-аналитического журнала «Личность и Культура» (учредитель - ЗАО «Гуманитарный фонд») ведет обзор сферы Минобрнауки и РАН от Калининграда до Владивостока в своих рубриках: общество, власть, бизнес, труд, наука, экономика, образование, история, философия, психология, искусство.
В связи с тем, что по ряду вопросов ранее имели место целевые обращения в Администрации ряда субъектов РФ, апробация на данном этапе здесь также не велась. Вместе с тем имело место обращение в Администрацию Президента РФ, в ответ на которое Рабочая группа получила четкие указания по реализации АНК.
Майский Указ Президента в 2018 г. внес дополнение в части базовых задач – обеспечить прорывной характер АНК, что требует специальных условий (4).
На Заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам в октябре 2018 г. В.В. Путин отметил необходимость системного подхода « … к решению тех стратегических задач, которые поставлены в Послании к Федеральному Собранию, а затем и в майском указе». Данная установка Президента по своей жизненной значимости не уступает прорывному формату. По ряду объективных причин системные подходы еще не получили необходимого знакомства и применения. Этот пробел должен быть устранен. Если это произойдет, Россия приобретет совершенно особую мощь. Задача эта весьма и весьма непростая. Достаточно упомянуть, что согласно Шестому постулату работы (5), в определенные периоды система сама не знает, как будет развиваться. Вместе с тем, достижения российских ученых в этой области вызывают несомненный оптимизм. Концепция АНК выстроена именно на системных подходах.
С января по сентябрь 2018 г. первая редакция АНК прошла апробацию среди ряда промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Обратная связь существенно обогатила методическую часть. Особую благодарность Рабочая группа АНК выражает особую благодарность руководству Завода им. Козицкого, специалисты которого своей заинтересованностью и компетенциями уже на старте апробации смогли сформировать целостный образ проблемы. По завершению апробации стало понятно, что АНК достигает свой цели только как инструмент системной промышленной политики. При этом участие науки обеспечивает стратегические планы страны конкретными сценарными проектами, недостаток которых единодушно отмечается экспертным сообществом.
Важнейшим вкладом стал учет человеческого фактора, роли понятийного аппарата специалистов предприятия, их культуры в целом. Роль культуры поясняет ее фундаментальное определение – система знаний, ценностей и регулятивов. Понятно, что одни и те же знания в различных системах ценностей служат по-разному. В то же время различные ценности могут обращать сознание человека к различным знаниям.
Заслуживает внимание фрагмент работы (6): «По словам отца «сингапурского чуда» Ли Куан Ю: «Западные журналисты считают, что мы должны быть совершенно такими же, как они. Я пытаюсь объяснить, что у нас другое историческое прошлое и другие социальные ценности. Эти другие ценности и способствовали быстрому росту экономики». В этой связи Сингапур как никто остается верен своей национальной идентичности, и, пожалуй, наиболее близок по сравнению с другими странами к созданию ПСГ». Автор (6) также замечает: «Учитывая стратегическую значимость научно-технологической политики в современных условиях, изучение зарубежного опыта ведущих стран представляется чрезвычайно актуальным, однако необходимо умелое сочетание инновационности и национальной идентичности».
В России данная позиция выражена словами: «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией», (Послание Президента РФ Совету Федерации РФ 2012). А затем усилена Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 об «Основах государственной культурной политики», где вопросам культуры придается стратегическое значение.
Именно эти аспекты и были выше отнесены к числу вклада обратной связи с промышленными предприятиями в ходе апробации АНК.
Все сказанное отражено на сайте Методического сопровождения проекта: http://ank-2025.ru
В целом по итогам 2018 г. возникли основания, чтобы констатировать - инструментарий АНК создает продукт, который можно охарактеризовать как «Условия устойчивого развития промышленного предприятия путем оптимизации налоговой системы в сочетании внутренних и внешних ресурсов». С позиций систем компоненты АНК – аттракторы, создающие принципиально новую систему с высоким прорывным потенциалом.
К числу основных компонентов АНК относятся (п.п. 1-7 подготовлены Н.Б. Покровским) Перечень условий:
1. Условие системного подхода с использованием законов самоорганизации систем. Ресурсы самоорганизации систем и сопутствующие эффекты синергетики, нелинейной среды (слабые импульсы создают мощные эффекты), квантовых переходов, а также широкий спектр явлений в открытых системах наращивают прорывной потенциал. Синтез факторов, обеспечивающих адекватность результатов поставленным задача. Гарантия успеха. При этом развитие предприятия происходит в благоприятно изменяющейся ситуации. Предприятие рассматривается как компонент системы. Нужен опыт ЗАО. (Перечень). РР.
1.1.Полезен опыт ЗАО.
2. Из п.1. следует безальтернативный вывод о необходимости процессного пути. Профильные специалисты всех участников АНК путем сотрудничества вырабатывают и реализуют необходимые решения в непрерывном режиме. Это аккумулирует интеллектуальный потенциал и создает условия для множественных трансформаций всех его продуктов. Опыт отраслевой советской науки и частного предпринимательства с участием малого бизнеса. РР.
3. Условие максимального знания. Его избыточность. Максимальный объем предметных знаний. включающий такой аспект, как возможность измерения. Наука там, где есть измерение. Научно-практическая база. Актуальны следующие нормы Рене Декарта выдающегося деятеля эпохи Классицизма (1):
1. Никогда не принимать за истину ничего, что не представляется уму ясно и отчетливо.
2. Делить исследуемое на части, что позволит лучше его понять.
3. Придерживаться порядка мышления от простого к сложному (от частного к общему - авт.).
4. Составлять всегда полные перечни, с целью уверенности в отсутствии упущений.
Программа «Наследие» пополняет знания из истории человечества.
П. п. 1-4 реализуют системный подход. Система нормативов и критериев. Поиск.
Одним из показателей – продуктивность капитала при различном обременении.
3.1. Культура.
4. Необходимо рассмотреть следующие методические инновации, которые позволяют понять ситуацию в практике предприятия и страны.
4.1. В соответствии с п. 3. Для характеристики экономики необходим не методы экстраполяции, а метод ресурсного баланса, который измеряется потенциал экономической системы. И любой системы. В настоящее время такой подход не используется ни на уровне предприятия, ни на уровне страны. Это принципиально важно для целеполагания.
4.2. Необходимы вариативные проекты Национального и Региональных Хозяйственных Комплексов. (2).
5. На уровне предприятия нужна проработка целого блока вопросов: производительности, новой техники и технологий технико-технологического и финансового цикла. Освоить системные подходы в управлении предприятием на разных уровнях.
6. Система оперативных коммуникаций на основе цифровых технологий. Локальные взаимодействия бизнес-наука, бизнес-власть, наука-власть. Это – самостоятельная задача. Синтез компетенций – движение вперед.
На Форуме С-З 21 декабря представитель ТПП РФ отметил, что 2 из восьми предложений принимаются. Очевидно требуется доработка. Оставшиеся 6 по правилу Покровского будут служить деструкции.
6.1.Фундаментальным продуктом Проекта является новый формат продуктивного взаимодействия основных институтов общества – бизнеса, науки и власти.
7. Вариативная налоговая система с понижающими ставками налогов позволяет использовать максимальные ресурсы роста экономики. Эластичная система позволяет учитывать конкретные ситуации и использовать их возможности детально. Позволяет оперировать крупным объемом знаний. Оценочные расчеты для малого бизнеса показали рост налоговый поступлений в госбюджет возрос за 12 лет в 35 раз, (3). Особый интерес эта величина вызывает в связи с тем, что она соответствует действительному ресурсу малого бизнеса, которые реализован всего на 3-5 % (4). Используются созидательные возможности капитала для роста страны.

По общим законам систем планируется три фазы реализации АНК. Первая фаза (бифуркация) - информация об АНК вызывает хаотичные, случайные события, формирует пространство и участников взаимодействия. Вторая (аттракторы - зародыши новой системы) - обозначаются направления и базовый профиль процесса. Третья – целевое взаимодействие участников в регулярном режиме.

Для предприятий необходимо выпустить «Методические рекомендации», которые начать согласовывать с наукой и властью.

Эффекты АНК:
1. Воссоздается отраслевая наука. Без науки промышленность развиваться не может.
2. Предприятия получают научно практическую методическую базу для роста эффективности и прибыли капитала.
3. Мобилизуются и структурируются внутренние ресурсы страны от уровня отдельного предприятия до уровня национальной экономики.
4. Стратегический планы руководства страны получают сценарные проработки.
5. Все создается в режиме самоорганизации систем, не требуется организационное или финансовое участие государства.

Данные разделы с достаточной полнотой учитывают дисфункции экономической системы и позволяют ее преодолевать, создавая прорывные эффекты за счет усиления конструктивных факторов и ослабления деструктивных. Используется исторически опыт.
Максимальное соответствие предприятия задачам прорывного развития


В первую очередь отметим соответствие АНК базовым положениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ1 декабря 2016 г. № 642. Ниже приводятся некоторые положения данной Стратегии. В скобках отмечены пп из Перечня условий.

5. Для реализации настоящей Стратегии необходима консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-образовательного и предпринимательского сообществ, институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического развития России. (см. п. 6.)
8. Настоящая Стратегия принимается в условиях, когда первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности. (см. п.п. 1,2.)
21. Необходимо обеспечить готовность страны к большим вызовам еще не проявившимся и не получившим широкого общественного признания,
22. В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, происходящих в обществе и природе, …
(в частности успешный опыт ЗАО «Гуманитарный фонд» и Гуманитарный блок АНК).
33. Взаимодействие и кооперация. Формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, развитие наукоемкого бизнеса достигаются путем:
в) системной поддержки взаимодействия крупных компаний и органов государственной власти Российской Федерации с малыми и средними инновационными, научными и образовательными организациями, а также их вовлечения в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков;
д) реализации информационной политики, направленной на развитие технологической культуры, инновационной восприимчивости населения и популяризацию значимых результатов в области науки, технологий и инноваций, достижений выдающихся ученых, инженеров, предпринимателей, их роли в обеспечении социально-экономического развития страны.
36. Реализация настоящей Стратегии должна изменить роль науки и технологий в развитии общества, экономики и государства и привести к следующим результатам:
а) обеспечить готовность страны к существующим и возникающим большим вызовам на основе генерации и применения новых знаний и эффективного использования человеческого потенциала;

39. На первом этапе реализации настоящей Стратегии (2017 - 2019 годы):
б) осуществляется запуск научных проектов, которые направлены на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития, и основаны в том числе на конвергенции различных направлений исследований, включая гуманитарные и социальные; (АНК в целом).

Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. № 2237-р)
План фундаментальных научных исследований Российской академии наук на 2013 - 2020 годы содержит:
82. Разработка концепции социально-экономической стратегии России на период до 2050 года (Дерево целей и система приоритетов)
Основные ожидаемые результаты - разработка предложений по реформированию налоговой системы;


1. Дубов. В.М., Капустянская Т.И., Попов С.А., Шаров А.А. Проблематика сложных систем//СПб. – Из-во Элмор. – 172 с.

Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – с. 440.


СВЯЗЬ НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ Е.Л. Андреева, докт. экон. наук, проф., рук. центра региональных компаративных исследований Электронный адрес: elenandr@mail.ru ИЭ УрО РАН; 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29; В статье обосновано повышение значимости научно


НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И УМНАЯ ЭКОНОМИКА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Материалы Пермского конгресса ученых-экономистов (г. Пермь, ПГНИУ, 12 февраля 2015 г.)

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Андреева Е.Л. Связь науки и промышленного производства как фактор развития неоиндустрилизации. Пермский государственный национальный исследовательский университет. Материалы Пермского конгресса ученых-экономистов (г. Пермь, ПГНИУ, 12 февраля 2015 г.) «Новая индустриализация и умная экономка: вызовы и возможности»


Из Послания Президента РФ Совету Федерации РФ 2014:

П.1.14. «Мы добьёмся успеха, если сами заработаем своё благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру. Если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой «закапывать в бумагах» исполнение принятых решений. Хочу, чтобы все понимали: в нынешних условиях – это не просто тормоз на пути развития России, это прямая угроза её безопасности.
Впереди время сложное, напряжённое, и многое зависит от каждого из нас на своём рабочем месте».

П.3.14. «Убеждён, Россия способна не только провести масштабное обновление своей промышленности, но и стать поставщиком идей, технологий для всего мира, занять лидирующие позиции в производстве товаров и услуг, которые будут формировать глобальную технологическую повестку, чтобы достижения наших компаний служили символом национального успеха, национальной гордости, как в своё время атомный или космический проекты».

1. Покровский Н.Б., Рожкова Т.И. Уникальный опыт Санкт-Петербурга (продолжение)//Личность и Культура. – 2015. – № 1. – с. 15-20.
2. Покровский Н.Б., Рожкова Т.И. Уникальный опыт Санкт-Петербурга//Личность и Культура. – 2014. – № 6. – с. 18-23.
3.


Х.- Оценка проекта прогноза социально-экономического развития РФ до 2017 г. ИЭ РАН. 2014 г. https://inecon.org

Литература

Х.
1. Покровский Н.Б., Покровская Н.Н. Деньги для России// Личность и Культура. – 2000. – № 3. – с. 5-7.
2. Покровский Н.Б., Покровская Н.Н. Сколько стоит бизнес //Личность и Культура. – 2000. – №5/6. – с. 29-32.
3. От малого бизнеса к большим переменам//Личность и Культура. – 2002. - № 2. – с. 5-6.
4. Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л. «Мироздание и ……налоги». ЛиК, № 1/2, 2001г. с. 20-22.
5. Покровский Н.Б. Малый бизнес – стране //Личность и Культура. – 2002. – №1-2. – с. 5-8..
6. Покровский Н.Б. Наша бедность – национальный продукт// Личность и Культура. – 2004. - № 1. – с. 4-5.
7. Покровский Н.Б. Нужна экономическая доктрина //Личность и Культура. – 2004. – №4. – с. 4-8.
8. Покровский Н.Б., Линц Г.В. Бизнес в депрессивных регионах // Личность и Культура. – 2004. – №3. –с. 16-17.
9. Покровский Н.Б. О модернизации экономики //Личность и Культура. – 2007. – №3, – с. 4-6.
10. Богданов А.Н., Линц Г.В. Базовые факторы развития малого бизнеса в России//Личность и Культура. – 2007. – № 6. – с. 15-17.
11. Покровский Н.Б. Об основаниях модернизации экономической политики (Доклад Президенту РФ)// Личность и Культура. – 2008. - № 5. – с. 7-15.
12. Покровский Н.Б., Рожкова Т.И. Уникальный опыт Санкт-Петербурга//Личность и Культура. – 2014. – № 6. – с. 18-23.

13. Покровский Н.Б., Рожкова Т.И. Уникальный опыт Санкт-Петербурга (продолжение)//Личность и Культура. – 2015. – № 1. – с. 15-20.
14. Майский Указ Президента в 2018 г. внес дополнение в части базовых задач – обеспечить прорывной характер АНК, что требует специальных условий (14).
15. Андреева Е.Л. Связь науки и промышленного производства как фактор развития неоиндустрилизации. Пермский государственный национальный исследовательский университет. Материалы Пермского конгресса ученых-экономистов (г. Пермь, ПГНИУ, 12 февраля 2015 г.) «Новая индустриализация и умная экономка: вызовы и возможности»
16.





* Материалы по АНК для ТПП РФ готовил и представил Н.В. Иванов, ООО «Софтпрезидент».

Made on
Tilda